главная > дипломная работа - монорельс > История
История монорельса
Монорельс - этим магическим, не побоюсь этого слова, термином вот уже с полвека потчуют сознание обывателя. Сложившийся образ монорельса у большинства населения, увы, весьма далек от реальности. Для многих монорельс - некий вид транспорта будущего, нарисованный карандашом фантаста: обтекаемые вагоны стремительно летят по эстакаде, поднятой над городом на невообразимой высоте. Может быть, эта с детства запечатленная в мозгу картинка, и не дает воспринимать этот, несомненно, нужный и интересный вид транспорта со своими достоинствами и недостатками, достаточно объективно. Ошибаются те, кто думает, что идея построить в Москве монорельс появилась в конце 90-х.
Об истории отечественного монорельса - не промышленного транспорта, а предназначенного для перевозки людей и грузов, к сожалению, мало кто слышал не только за рубежом, но и в нашей стране. И это при том, что решения отечественных монорельсов на протяжении почти двухвековой его истории были на уровне зарубежных, а иногда идеи на десятилетия опережали свое время.
Эта страница - попытка хотя бы в общих чертах поведать читателям "историю забытых побед" этого перспективного, но до сих пор не нашедшего своего места в экономике нашей страны вида транспорта.
На снимке: проект высокоскоростного монорельса, созданный советским авиаконструктором Р.Л. Бартини, 60-е годы.
Впереди паровоза
Действительно, первый монорельс был создан в России на целых 15 лет раньше первого паровоза. В 1820 году в подмосковном селе Мячкове, Иван Эльманов построил "дорогу на столбах": по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.
Вскоре, 22 ноября 1821 года, монорельсовый путь был запатентован в Англии Пальмером - он додумался до той же идеи самостоятельно и о Мячкове никогда не слышал. Пальмер построил свой монорельс в 1825 году, и именно с этого года за рубежом отсчитывают историю монорельсового транспорта, так как о дороге Эльманова в Европе практически было неизвестно.
После этого о монорельсовом транспорте в России не было ничего слышно на протяжении примерно полувека. Только в 1872 году в Москве на политехнической выставке был экспонирован опытный участок монорельсовой дороги системы Лярского. (Это было за 4 года до постройки в США монорельса на паровой тяге для United States Centennial Exposition.) Также есть упоминания, что в 1874 году Хлудов соорудил в России однорельсовую дорогу для перевозки леса. Не исключено, что в этот период в России существовали и другие монорельсовые дороги.
|