главная > дипломная работа - монорельс > Монорельс > Выводы
Выводы
Вместо послесловия: идея монорельса на территории бывшего Союза жива и вернулась в Москву от суровой нужды. Фактически в столице нет скоростных и бесперебойных линий общественного транспорта, связывающих соседние "спальные" районы. Горожане предпочитают не ждать троллейбусов и автобусов, а ехать на метро с двумя пересадками на кольцевой. Новые маршруты наземного транспорта не помогут - пропускная способность городских трасс итак подошла к критическому пределу. Метро, конечно, проверенный вариант, да только сооружение его слишком уж дорого и долго.
У каждого вида транспорта свои специфические особенности. Монорельсовые дороги в основном исполняют функции аттракциона, перевозя посетителей различных промышленных выставок и парков отдыха, а коммерческих, реально доставляющих пассажиров линий во всем мире насчитываются единицы. Так что же такое монорельсовая дорога и почему она, хотя известна уже около века, до сих пор остается экзотикой?
Монорельсовая дорога - транспортная система, в которой подвижной состав перемещается по балке - монорельсу, установленному на опорах или эстакаде на некотором расстоянии от земли, нечто среднее между канатной дорогой и наземным метро.
Работает монорельс на электричестве, почти как трамвай. Но вот "вагоновожатого" в кабине управления вы наверняка не увидите. Поезда на монорельсовых трассах передвигаются автоматически. Хотя предусмотрена возможность и "ручного" управления.
Безусловно, достоинств у монорельсовой дороги много. Во-первых, ее экологичность. По мнению сотрудника НИиПИ экологии города Валентина Ермакова, по воздействию на окружающую среду монорельсовый транспорт можно сравнивать разве что с троллейбусом: и тот и другой не загрязняют атмосферу выбросами вредных веществ, у обоих низкий уровень шума.
Во-вторых, строительство монорельсовых дорог позволит сохранить оазисы городской природы - не нужно закатывать под асфальт газоны и вырубать кустарники. Третье достоинство монорельса - надежность и безопасность движения. Конструктивные особенности таковы, что подвижной состав просто не в состоянии сойти со своего единственного рельса. Четвертое - относительно высокая скорость передвижения, отсутствие светофоров и "пробок", которые затрудняют передвижение наземного городского транспорта.
Самое же главное (особенно для нашей страны) - относительная дешевизна строительства и эксплуатации. Если сравнивать "подземное" и "надземное" метро, то строительство подземки обходится почти в 4 раза дороже. Уровень комфорта в вагонах "монорельсового" метро превышает уровень привычной подземки.
Еще одно преимущество монорельса - возможность прокладки трассы по кратчайшему пути. При этом не требуется возводить мосты и насыпи, сносить существующие строения и вырубать леса. Трассы можно с равным успехом прокладывать как в самых густонаселенных, так и в самых труднодоступных районах.
Сформулируем еще раз основные достоинства монорельса:
Социально-политические преимущества
Повысится коммуникативность (деловые и личные контакты людей, туристические путешествия, экскурсии и поездки на отдых, как длительный, так и на выходные дни и т.д.).
Будет обеспечена возможность:
- использования удалённых рабочих мест без перемены привычного места жительства;
- создания устойчивых селитебных (жилых) зон в пределах пешеходной доступности от трасс;
- оказания экстренной медицинской помощи;
Снизится аварийность на других видах транспорта за счёт отвлечения части пассажиро- и грузопотока в (ежегодно в мире только на автомобильных дорогах гибнет около 990 тыс. человек, с учётом смерти от послеаварийных травм, а несколько миллионов человек становятся калеками).
Повысится защищенность транспортно-энергетической системы и систем связи против стихийных бедствий (наводнения, оползни, землетрясения, цунами) и террористических акций благодаря интерактивности элементов контроля и управления.
Транспорт станет:
- всепогодным (на его эксплуатацию не окажет влияния туман, снег, гололёд, ветер, песчаные бури и др. неблагоприятные погодные условия);
- универсальным, т.к. будет использоваться как на сухопутных, так и на морских участках транспортных линий.
- внесёт ощутимый вклад в формирование единого взаимосвязанного и более безопасного мира.
Социально-экономические преимущества
Снизится стоимость транспортной услуги, повысится её доступность и привлекательность для всех слоёв населения при более высоком качестве услуги (скорость, комфортность, безопасность).
Не будет необходимости в строительстве отдельных линий электропередач и линий связи, в том числе оптико-волоконных, т.к. они легко совмещаются с трассами.
Появится возможность создания глобальной высокоскоростной инфраструктуры в сжатые сроки (в течение 10...15 лет), что создаст мультипликативный эффект в других отраслях промышленности
Демографические преимущества
Необходимо помнить, что основной ресурс, который потребляют существующие транспортные системы, в первую очередь высокоскоростные, причём наиболее ценный ресурс (о чём обычно забывают) - это земля. В Европе, особенно Западной, гектар земли стоит миллионы долларов, т.к. она либо изымается из сельскохозяйственного оборота, либо выделяется за счёт уменьшения рекреационных зон, или исключается из возможной застройки, повышая таким образом её плотность и ухудшая условия жизни миллионов людей. Например, западные эксперты прогнозируют, что если Китай возьмёт курс на широкомасштабное строительство высокоскоростных дорог, которые изымают из землепользования свыше 3 га земли на каждый километр протяжённости, то в первой четверти 21-го века в стране начнётся голод, соизмеримый по масштабам с голодом в годы культурной революции, стоивший жизни более 30 млн. человек.
Экологические преимущества
Уменьшится потребление невосполняемых энергоносителей (нефти и нефтепродуктов, угля, газа), нерудных материалов, черных и цветных металлов, так как: путевая структура и опоры монорельсовых дорог отличаются крайне низкой материалоёмкостью; для прокладки трасс не требуются насыпи, выемки, путепроводы, виадуки, мосты и другие сооружения, потребляющие значительное количество ресурсов.
|